В конце января этого года 36-летний рудничанин Андрей Скляр решил сделать лазерную коррекцию зрения, чтобы расстаться с близорукостью, которая у него была с детства. Мужчина отправился в двухдневный «офтальмотур» в частную клинику в Екатеринбург, но «тур» по больницам затянулся… Сегодня Андрей находится в стационаре Рудненской городской многопрофильной больницы, в офтальмологическом отделении врачи пытаются спасти его правый глаз. Андрею грозит слепота.
– Про клинику узнал из рекламы в Инстаграм, почитал положительные отзывы, также знакомая у меня там удачно оперировалась, да и цена была заманчивая – 15,5 тысяч российских рублей за оба глаза. К тому же клиника организует для пациентов трансфер – из Костаная в Екатеринбург и обратно в Костанай, собирают по 20 человек и везут, размещают в гостинице, организуют питание. Возит пациентов мужчина, себя он называет Мирлан мырза. Всю дорогу в Екатеринбург он рассказывал нам, как изменится наша жизнь после операции. Моя жизнь изменилась, но не в лучшую сторону, – рассказывает Андрей Скляр.
Ощущения инородного тела в правом глазу возникли сразу по приезду домой. В последствии мужчина трижды сам ездил в клинику, после того как сползал лоскут. Он так и не прижился. В клинике рудничанину дали выписку с рекомендациями для него и для врача и отправили лечиться по месту жительства, то есть в Рудный.
Какая проблема возникла у пациента, пояснила заведующая офтальмологическим отделением Рудненской городской многопрофильной больницы Галина Васильева:
– Роговица глаза, как выпуклое стекло, лазерный луч срезает нужный слой, делается рефракционная «крышечка» – лоскут, она как бы откидывается, определенный слой роговицы испаряется, а лоскут возвращается на место. Если все идеально, лоскут приживается на 100 процентов, эффект операции достигнут. Если не приживается, как у нашего пациента, то появляется риск развития кератопатии, бельма роговицы. И тогда речь идет уже не о восстановлении зрительной функции, а о сохранении глазного яблока как органа. Лоскут у пациента прихватился, но нижний край фрагментирован и лизирован, это произошло ранее, судя по выписке из клиники. Он частично не жизнеспособен и не может полностью прижиться. У левого глаза 100-процентне зрение. У нашего пациента лоскут смещается, идет воспалительная реакция, пациент в крайне тяжелом состоянии. Но мы делаем все возможное для сохранения органа и его функции. Пациент получил консультацию в областной глазной больнице, также в КазНИИ глазных болезней Алматы, даны рекомендации, мы все соблюдаем.
Галина Леонидовна отмечает, что только эксперты офтальмологи могут точно сказать, почему лоскут не приживается, что тому виной – инфекция, или технические моменты. В отделении, которое возглавляет Васильева, подобными методиками по лазерной коррекции зрения не владеют, пришить лоскут, как рекомендовано в клинике, где оперировали Скляра, здесь не могут.
Лазерная коррекция зрения не входит в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, такие операции делают только в частных клиниках. В Костанайской области такая клиника только одна – в Рудном. Там, насколько известно, стоимость такой операции выше, чем в клинике, куда обратился Андрей Скляр.
Врачи офтальмологи не видят в целом ничего плохого в том, что люди хотят улучшить качество своей жизни и обрести идеальное зрение. Для тех, кому это требуется для работы на производстве, такие операции – отличный выход. При астигматизме, при высокой степени близорукости тоже операция необходима.
– К примеру, при небольшой близорукости до минус двух операцию проводить не обязательно. Сегодня все компенсируется очками, контактными линзами. А в целом к лазерной коррекции зрения, как и к любой операции, нужно тщательно готовиться, пациента должны полностью обследовать, подготовить заранее. Нужно соблюдать все рекомендации, например, до операции минимум две недели нельзя носить контактные линзы, так как они снижают приживаемость лоскута. Конечно, нужно тщательно выбирать клинику, пациенту следует очень серьезно относиться к своему здоровью, не соблазняться на скидки и скорость проведения операции, – отмечает Галина Васильева.